Главная картинка

Главная картинка

пятница, 3 апреля 2015 г.

«Незламна» Людмила Павличенко

Кино — сказка, а стрельбище — правда (с)

Битва за Севастополь» - фильм, который ждали год (ну, по крайней мере, я ждала), фильм на который заранее раскупили все билеты, фильм-история одной великой женщины. Хотелось бы написать, что в рассказанной нам истории, правда, а что художественный вымысел. В общем, будет немного спойлеров, для тех, кто еще не смотрел и много интересностей для тех, кто уже видел фильм, и как я, заинтересовался судьбой Людмилы Павличенко.

«Ненависть многому учит. Она научила меня убивать врагов. Я снайпер. Под Одессой и Севастополем я уничтожила из снайперской винтовки 309 фашистов. Ненависть обострила моё зрение и слух, сделала меня хитрой и ловкой; ненависть научила меня маскироваться и обманывать врага, вовремя разгадывать различные его хитрости и уловки; ненависть науч ила меня по нескольку суток терпеливо охотиться за вражескими снайперами. Ничем нельзя утолить жажду мести. Пока хоть один захватчик ходит по нашей земле, я буду беспощадно бить врага». – так писала Людмила Михайловна Павличенко в своей книге "Героическая быль: Оборона Севастополя 1941–1942 гг.". «Леди-смерть » – так называли ее враги. Для создания необходимого настроения, перед тем как читать дальше, посмотрите видео ниже. Часть этого стихотворения читала девочка в фильме «Битва за Севастополь», очень сильно.
Начнем с того, что девичья фамилия героя советского союза была не Павличенко, а Белова. В начале фильма мы встречаем Людмилу такой беззаботной девочкой в белых чулочках, главное желание которой – обратить на себя внимание своего отца-военного. На самом же деле уже в 16 лет Людмила вышла замуж за Алексея Павличенко и сама стала мамой, родив сына Ростислава ( в фильме нам покажут ее незамужней и бездетной).

Столь ранний брак просуществовал недолго, но Люда и после развода оставляет фамилию бывшего мужа, которую ей суждено прославить на весь мир. Уже в те времена эта женщина показывает силу характера: сама растит ребенка, учится в вечерней школе и одновременно работает шлифовальщицей на киевском заводе «Арсенал».

Когда Ростиславу исполняется 5 лет, Павличенко действительно поступает на исторический факультет КГУ имени Т. Г. Шевченко, как и в фильме. В неспокойное предвоенное время она занимается планерным и стрелковым видами спорта, показывая отличные результаты в последнем.

Как и в фильме, наша героиня окончила стрелковую школу. Война действительно застала ее в Одессе, где летом 1941 года студентка 4-го курса проходила преддипломную практику в научной библиотеке. Люда одной из первых вызвалась на фронт, ведь именно для того чтобы защищать свою Родину и своего ребенка она училась стрелять.
Позже Людмила напишет в своей книге:
«Когда я пошла воевать, я сначала испытывала одну только злость за то, что немцы нарушили нашу мирную жизнь. Но все, что я увидела потом, породило во мне чувство такой неугасимой ненависти, что ее трудно выразить чем-нибудь иным, кроме как пулей в сердце гитлеровца... 

Когда я проходила по улицам Севастополя, меня часто останавливали ребятишки и спрашивали: "Сколько вчера убила ?"
Я обстоятельно докладывала им. Однажды мне пришлось честно сказать, что я уже несколько дней не стреляла по врагам.
"Плохо", - в один голос сказали ребятишки. А один, самый маленький, сурово добавил: "Очень плохо. Фашистов надо убивать каждый день".

Он верно сказал, этот маленький севастополец. С того часа, как фашистские разбойники ворвались в нашу страну, каждый прожитый мною день был наполнен одной мыслью - разить врага...»

Понравилось в фильме, то, что режиссер показал как девушка сначала испугалась и растерялась в первом бою, как ей было страшно, – все как в жизни, реалистично. Но, тем не менее, она взяла себя в руки и даже заменила погибшего в бою командира взвода (этот факт из реальной жизни героини).

Эта храбрая женщина поставила себе цель – убить 100 фашистов. С августа по октябрь 1941 года на подступах к Одессе Людмила уничтожила 187 солдат и офицеров противника. О ней писала советская и зарубежная пресса, наши солдаты «шли в бой с ее именем на устах», а враги,  охваченные паникой, присылали своих снайперов уничтожить «леди смерть». 

Дуэль, показанная в фильме, в жизни повторялась не один раз. В одной из таких дуэлей, растянувшейся на целые сутки, Павличенко через прицел разглядела глаза своего противника, поняв, что он ее тоже увидел. Но выстрел советского снайпера прозвучал раньше. Когда Люда подобралась к его позиции, то нашла у поверженного врага записную книжку, где он фиксировал свои победы. У гитлеровца, начавшего войну еще во Франции, на счету значилось 500 убитых солдат и офицеров.

По некоторым сведениям, в дуэль с Павличенко в разное время вступали 36 гитлеровских снайперов. Все они проиграли.
«Многому меня научили и немецкие снайперы, и их наука пошла в пользу. Бывало, они меня как подловят, приложат к земле. Ну, я и кричу: "Пулемётчики, спасайте !" И до тех пор, пока они не дадут пару очередей из пулемёта, я выйти из - под обстрела не могу. А пули всё время над ухом свистят и ложатся буквально рядом с тобой, но не в меня.

Чему же я научилась у немецких снайперов? Они меня научили прежде всего тому, как надо поставить каску на палку, чтобы можно было подумать, что это человек. Я, бывало, так: вижу, стоит фриц. "Ну, - думаю, - мой!" Стреляю, а оказывается - попала только в каску. Доходило даже до того, что по нескольку выстрелов давала и всё не догадывалась, что это не человек. Иногда даже теряла всякое самообладание. А они за время, пока ты стреляешь, обнаружат тебя и начинают задавать "концерт". Тут приходилось терпеть. Ставили они ещё манекены; прямо как живой фриц стоит, тоже открываешь огонь. Здесь были случаи, что проводили этим не только снайперов, но и артиллеристов.

Приёмы у снайперов разные бывают. Лежу я, обыкновенно, впереди переднего края, или под кустом, или отрываю окоп. Имею несколько огневых точек. На одной точке бываю не более двух - трёх дней. Со мной всегда есть наблюдатель, который смотрит через бинокль, даёт мне ориентиры, следит за убитыми. Убитых проверяет разведка. 18 часов пролежать на одном месте довольно трудное занятие, причём шевелиться нельзя, а поэтому бывают просто критические моменты. Терпение здесь нужно адское ».


В октябре 1941 года Приморская армия была переброшена в Крым и после боев на севере полуострова встала на защиту Севастополя.
  
Именно в нашем городе Людмила встретила свою любовь - Леонида Куценко, с которым они выходили «охотиться на фрицев». В фильме до него еще были какой-то одесский врач и командир, про которого Люда говорит подруге « он будет мой». Вряд ли на войне есть много времени на личную жизнь. Но действительно «если ты не придумаешь ради чего тебе жить, то тебя убьют».  В декабре 1941 года Люду ранило, и Леонид вытащил ее из-под огня.


Позже они подадут заявление о регистрации брака. Но, к сожалению, жизнь не приготовила для этой истории хеппи-энда. В марте 1942 года во время очередной вылазки снайперов их позицию обнаружат немцы и накроют минометным огнем. Леониду оторвало руку, и теперь уже Людмила вытащила его из-под огня. Но раны оказались слишком тяжелыми – через несколько дней он умер в госпитале.

 К тому времени на счету Павличенко было уже 259 уничтоженных фашистов. Не смотря на дрожь в руках, появившуюся после смерти любимого, Людмила дает себе клятву отомстить. На слете лучших снайперов она заявляет о том, что берет на себя обязательство довести счет убитых фашистов до 300.

Пресса будет называть ее хладнокровной убийцей, но Люда была всего лишь простой женщиной, которая старалась защитить других людей, отстоять свою землю. Пока мужчины отсиживались в тылу, Павличенко прошла самое пекло.

 «В отбитой у врага деревне я видела труп 13-летней девочки. Её зарезали фашисты. Мерзавцы - так они демонстрировали свое умение владеть штыком ! Я видела мозги на стене дома, а рядом труп 3-летнего ребенка. Немцы жили в этом доме. Ребёнок капризничал, плакал. Он помешал отдыху этих зверей. Они даже не позволили матери похоронить своё дитя. Бедная женщина сошла с ума.

Я видела расстрелянную учительницу. Тело её лежало у обочины дороги, по которой бежали от нас фрицы. Офицер хотел изнасиловать её. Гордая русская женщина предпочла смерть позору. Она ударила фашистскую свинью по
морде. Офицер застрелил её, затем надругался над трупом.

Они ничем не гнушаются, немецкие солдаты и офицеры. Всё человеческое им чуждо. Нет слова в нашем языке, которое бы определило их подлую сущность. Что можно сказать о немце, в сумке которого я увидела отнятую у нашего ребенка куклу и игрушечные часики ? Разве можно назвать его человеком, воином? Нет! Это бешеный шакал, которого надо уничтожать ради спасения наших детей.

Уничтожь фашиста! Тогда народ скажет тебе: ты действительно ненавидишь врага. Если ты ещё не умеешь уничтожать врагов - научись. В этом сейчас твой святой долг перед Родиной, матерью, женой и детьми».

Незадолго до падения Севастополя, в июне 1942-го, Людмила Павличенко была тяжело ранена, именно поэтому она и была эвакуирована, а не потому что ей отдал свой пропуск одесский доктор, как в фильме. Но момент сильный, к тому же, не исключено, что такие случаи имели место быть, ведь люди тогда были воспитаны иначе, чем мы сейчас, и многие были готовы пожертвовать своей жизнью ради других, ради своей страны.

«Под Севастополем немцы здорово жаловались на наших снайперов, знали многих наших снайперов по именам, часто говорили: "Эй ты, переходи к нам!" А потом говорили: "Будьте вы прокляты! Всё равно пропадёте". Но не было ни одного случая, чтобы снайперы сдавались. Были случаи, что в критические моменты снайперы сами себя убивали, но не сдавались немцам...».

К моменту эвакуации из Севастополя, на счету Павличенко было 309 уничтоженных солдат и офицеров противника. Этого ошеломительного результата она достигла всего за год войны. За отвагу, военное мастерство и мужество, проявленные в борьбе с гитлеровцами, Людмила Павличенко 25 октября 1943 года получила звание Героя Советского Союза. 

В Москве решили, что она достаточно послужила Родине на передовой, и снова бросать в пекло неоднократно раненную, контуженную, пережившую личные потери женщину нет никакого смысла.  Война для Людмилы закончилась, но теперь ей предстояла дипломатическая миссия. По приглашению жены американского президента Элеоноры Рузвельт и Американской студенческой ассоциации Павличенко отправилась в США в составе делегации советских студентов-фронтовиков.

Людмила Павличенко побывала на многих приемах, участвовала в митингах в разных городах Америки. Главной темой ее выступлений оставался «второй фронт». Дравшиеся с фашистами советские солдаты с надеждой смотрели на союзников, ожидая, что они начнут боевые действия против гитлеровцев в Европе, но открытие «второго фронта» все откладывалось и откладывалось.

На митинге в Чикаго Люда Павличенко произнесла слова, благодаря которым ее запомнили в США на десятилетия вперед:

— Джентльмены, мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?! 

Собравшиеся на мгновение замерли, а затем разразились шквалом аплодисментов. В тот день молодая русская девушка заставила многих изменить свое отношение к войне, полыхавшей в Европе. Знаменитый американский кантри-певец Вуди Гатри посвятил ей песню под названием «Miss Pavlichenko»:

В летнюю жару, холодной снежной зимой 
В любую погоду ты выслеживаешь врага 
Мир полюбит твое милое лицо, так же, как и я 
Ведь более чем три сотни нацистских собак пали от твоего оружия…


В США Павличенко приходилось «держать удар» не хуже чем на  фронте. На одной из пресс-конференций американский журналист выпалил:
- Какого цвета белье вы предпочитаете?
Людмила, мило улыбнувшись, ответила:
- За подобный вопрос у нас в стране можно по физиономии получить. Ну же, подходите ближе...

Зато с Элеонорой Рузвельт они подружились и еще долгие годы вели переписку (с чего собственно и начинается история в фильме).

Вернувшись в СССР, Люда продолжила служить родине, работая инструктором в снайперской школе «Выстрел».

После войны в 1945 году Людмила Михайловна окончила свое обучение в институте и до 1953 года была научным сотрудником Главного штаба ВМФ. Позже вела работу в Советском комитете ветеранов войны. Была членом Ассоциации дружбы с народами Африки, неоднократно посещала африканские страны. 


Он вырастила сына, еще раз вышла замуж, жила полноценной жизнью. Право на эту жизнь для себя, для своих близких и для всех советских людей она завоевала, встав на пути врага и одержав над ним безоговорочную победу.

Но неимоверное напряжение сил в годы войны, раны и контузии дали о себе знать. Людмила Михайловна Павличенко умерла 27 октября 1974 года, в возрасте 58 лет. Местом ее последнего упокоения стал колумбарий Новодевичьего кладбища в Москве.

Вот такая она настоящая история легендарной женщины-снайпера. Да, фильм ее не повторяет в точности, но  все же посмотреть  его стоит. Поэтому прикрепляю в конце своего поста клип Полины Гагариной, где больше ключевых моментов фильма, чем в трейлере. Про саму песню скажу, то, что гениальные песни Цоя даже перепевками не испортишь.



Комментариев нет:

Отправить комментарий